Евразийское Экономическое Сообщество
Страны - участники Белоруссия Казахстан Кыргызстан Россия Таджикистан   Страны - наблюдатели Армения Молдова Украина
Евразийский Деловой Совет
Главная О ЕДС Деловой клуб Проекты ЕДС Пресс-центр Контакты

Проекты Евразийского Делового Совета » Экспертиза » Обзор материалов Таможенного кодекса, подготовлен по итогам дискуссий на семинарах по Таможенному союзу (декабрь 2009)

Обзор материалов Таможенного кодекса, подготовлен по итогам дискуссий на семинарах по Таможенному союзу (декабрь 2009)

 

Серия семинаров Евразийского делового совета, проведенных с деловыми кругами в декабре 2009 года в городах С.Петербурге и Москве по теме «Формирование таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества – теоретические и практические аспекты» позволяют сделать первые выводы.

В целом участники семинаров продемонстрировали знание решений о создании таможенного союза, принятых 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией.

Наряду с положениями Единого таможенного тарифа значительный интерес участники проявили к нормам Таможенного кодекса таможенного союза. В новом Кодексе имеются следующие основные нововведения (в сравнении с действующими Таможенными кодексами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации):

- введены понятия «таможенная территория таможенного союза» и «таможенная граница таможенного союза». Эти основные понятия определяют содержание таможенного союза и систему правового регулирования только нормами таможенного законодательства таможенного союза. Соответственно, нормы национальных таможенных кодексов утратят свою силу на единой таможенной территории;

- отменяется таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих с территории государств-членов таможенного союза и выпущенных для свободного потребления на единой таможенной территории;

- введен институт уполномоченных экономических операторов, пользующихся специальными упрощениями;

- введено понятие «таможенный представитель», который наделен правом проведения таможенных операций в рамках представления интересов декларанта;

- понятийный аппарат Кодекса не содержит термины «таможенное оформление» и «таможенные режимы».

В отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения и пр.), установлены единые требования к их деятельности на территории государств-членов таможенного союза.

В переходных положениях Кодекса предусматривается возможность адаптации участников внешнеторговой деятельности к новым условиям таможенного администрирования и завершения таможенных режимов, начатых до введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза.

Кроме Таможенного кодекса таможенного союза, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство таможенного союза:

- международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе (48 отсылок);

- решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза (56 отсылок).

В ходе обсуждений участники семинаров в отношении конкретных правовых предписаний Таможенного кодекса таможенного союза отмечали следующее:

1. Нормы Кодекса в целом базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Однако, в отдельных случаях эти нормы далеки от смысла и содержания стандартов названной Конвенции. В частности, порядок обжалования определен в Таможенном кодексе в ст.9 и сводится к национальному законодательству.

В данном случае, по мнению участников семинаров, целесообразно, руководствуясь главой 10 Генерального приложения Конвенции Киото, определить в отдельной главе Кодекса (непременно прямого действия) единый порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов, предусмотрев при этом упрощенный порядок обжалования.

2. Отдельные термины понятийного аппарата Кодекса не соответствуют содержанию определений Конвенции Киото – «декларация на товары», «декларация на груз», «проверка товаров», «выпуск товаров», «очистка», либо о существовании таких терминов вообще «забыли». При этом особое внимание обращено на «разнобой» используемых в Кодексе терминов - «таможенное декларирование товаров», «таможенное декларирование», «декларирование товаров».

По мнению участников семинаров, в Кодексе необходимо использовать единый термин – «декларирование товаров», а его определение должно исходить, прежде всего, из смысла и содержания положений п.п. 9-11 Постановления Верховного суда России от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».

3. В 2009 г. только в Турцию выехало на отдых около 2 млн. человек, которые пересекли таможенную границу, имея в чемодане или в рюкзаке, как правило, вещи (о чем и гласят положения Специального приложения «J» главы 1 «Пассажиры» Конвенции Киото). Однако, в Таможенном кодексе, в главе 49 (физические лица) содержатся лишь положения о товарах. При этом сами граждане оказались на «задворках» Кодекса. Вначале следуют иностранцы (гл. 45), интеллектуальная собственность (гл. 46), труба (гл. 47), транспорт (гл. 48) и только потом - гражданин…  По сути - это яркий пример бюрократизма, облеченного в норму закона, когда до личности, конкретного человека - никому нет дела!

В названном Специальном приложении «J» Конвенции Киото установлены конкретные положения, связанные с пересечением таможенной границы пассажирами, в котором приведено и определение «личные вещи». Использование указанного определения в Кодексе вместо термина «товары для личного пользования» (т.е. приведение его норм в соответствие с положениями Конвенции Киото) значительно упростит указанную главу Кодекса. При этом, термин «вещи» используется в тексте пункта 6 статьи 355 названной главы, однако его определение в Кодексе не приводится.

4. Таможенный кодекс относит уничтожение товаров (гл.42) и отказ в пользу государства (гл.43) к таможенным процедурам. При этом в Конвенции Киото, согласно положениям главы 1 «Формальности, предшествующие подаче декларации на товары» Специального приложения «А», уничтожение товаров и отказ от товаров являются таможенными операциями!

5. В соответствии с п.1 ст.42 Кодекса лица «могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки…». Право предоставлено, однако механизм его реализации в Кодексе не установлен! По существу указанная норма является «мертвой»!

В этой связи, по мнению деловых кругов, указанную статью необходимо дополнить предписанием о том, что лица «вправе предоставлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию, в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза». Указанный подход установит соответствующие правила поведения субъектов правоотношений и обяжет таможенные органы оперативно решать многие вопросы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза.

6. Правовые предписания раздела 2 Кодекса – «Таможенные платежи» основаны на отсылочных нормах к национальному законодательству, без какой – либо конкретизации - в 23 статьях названного раздела содержится более 40 таких отсылок. При этом п.2 ст.72 определяет, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза. О каком же единстве таможенной территории и унификации таможенных правил можно говорить при таких правовых предписаниях?

По мнению представителей бизнеса, вышеназванные отсылки в Кодексе необходимо ликвидировать и установить единый порядок, связанный с таможенными платежами в виде международного договора, который однозначно определит особенности исчисления, обеспечения и уплаты налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза. При этом участники семинаров ссылались на п.«Ж» ст.2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г., определившего установление и применение унифицированного порядка уплаты таможенных платежей.

Унификация порядка уплаты таможенных платежей будет соответствовать доктрине Таможенного кодекса о декларировании лицами товаров в том уполномоченном таможенном органе на таможенной территории таможенного союза, где возможна наиболее эффективная реализация экономических интересов участника внешнеторговой деятельности.

Такой подход будет содействовать и реализации плана строительства Единого экономического пространства.

7. Вызвала замечания норма, содержащаяся в п.1 ст.151 Кодекса, предусматривающая «таможенные границы государств-членов таможенного союза…», существование которых в условиях таможенного союза и создания единой таможенной территории не возможно. Как отметил один из участников семинара – начало понятийного аппарата Кодекс с «аварии» - для Таможенного союза не солидно.

Указанное определение вполне может быть приведено в конкретной статье Кодекса, тем более, что оно используется в тексте немногим более чем в 12 случаях в стандартных правовых ситуациях – «уничтожения (безвозвратной утраты) товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки…»

8. Нормы ст.196 Кодекса устанавливают срок выпуска товаров - 2 рабочих дня (сегодня в России этот срок составляет 3 рабочих дня, во всех развитых странах - конкурентах России на мировом рынке - один день). При этом срок выпуска может быть увеличен до 10 рабочих дней на основании решения начальника таможенного органа либо уполномоченного им лица. При этом Кодекс не содержит положений о критериях или основаниях для принятия такого решения.

По мнению деловых кругов, основания или критерии принятия начальником таможенного органа решения о продлении выпуска товаров должны быть определены в Кодексе или в соответствующем решении Комиссии таможенного союза, что позволит избежать произвольного толкования недобросовестными таможенниками вышеприведенной нормы Кодекса.

9. Кодексом предусмотрено установление упрощенных таможенных процедур исключительно для лиц, которые могут внести финансовую гарантию в сумме не менее 1 млн. евро. Указанная сумма гарантии, по мнению участников семинаров, чрезмерна для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе ориентированных на экспорт высокотехнологичных и других инновационных товаров. При таких гарантиях будет ли возможным оперативное решение таможенных вопросов, связанных с обслуживанием поставленной на экспорт любой высокотехнологичной продукции государств-участников таможенного союза?

По мнению участников обсуждения, данная норма Кодекса является нормальной для компаний с быстрым оборотом капитала – торговых, прежде всего, которые взяли в кольцо МКАД - «А», «И», «Р» и другие, и которые готовы к такой системе регулирования таможенного «дела». При этом остается открытым вопрос, соответствуют ли указанный подход установкам Президента России Д.А.Медведева об инновационном пути развития нашей страны?

10. Негативно оценили участники семинаров положения п.1 ст.117 Кодекса, предоставляющие право проведения личного досмотра (обыска) любых физических лиц, находящихся в зоне таможенного контроля (таможенный терминал, морской порт, аэропорт), как реальную возможность существенного нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Например, ТК РФ предоставляет таможенным органам право проводить личный досмотр только в отношении лиц, пересекающих государственную границу!

11. Участники семинаров выражали свою обеспокоенность возможными осложнениями по таможенной очистке товаров в связи с переносом выпуска товаров на внешнюю границу таможенного союза.

Наилучшим образом эта проблема описана в статье бывшего сотрудника ГТК России, а в настоящее время консультанта компании «DLA Piper» М. Лякишевой (журнал «Таможенное обозрение» №1 за 2009г.): «Вначале долгие споры таможенников друг с другом, можно ли направить товар внутрь страны или следует оформить «в приграничье» (как обычно - возможны варианты). После решения об оформлении в приграничье надо обеспечить доставку в 30-километровую зону (обеспечение на границе практически невозможно, поэтому либо оформлять внутрибанковскую гарантию и везти ее на границу, либо - таможенное сопровождение, т.е. дополнительные расходы гарантированы для учВЭДа в любом случае). После прибытия на приграничный СВХ начинается обычная история:

надо зарегистрировать участника ВЭД в этом таможенном органе, причем не на посту, а на таможне, которая может находиться в сотне километров (понятно, что эту кипу документов, от устава и до «чего только не потребуют на этом посту» должен делать сотрудник компании, а не перевозчик, следующий с грузом). И, наконец, весь спектр «удовольствий» таможенного оформления товара, начиная с «мы не примем у вас ГТД, потому, что сейчас конец месяца, а мы уже сделали план по ГТД», до препирательств по поводу классификации товаров, типа - «заявите другой код, мы коды с нулевыми ставками пошлин не оформляем, ГТД не примем», или несогласий с заявленной таможенной стоимостью («у вас стоимость - ниже профиля рисков, ну и что, из того что сейчас кризис, не мы придумали этот профиль, не нравится - жалуйтесь в ФТС или идите в суд»).

Можно было бы выпустить груз под обеспечение уплаты дополнительно рассчитанных таможенных платежей, и доказывать таможенную стоимость, но сделать это опять невозможно, потому что «в приграничье» невозможно получить банковскую гарантию, и получать ее опять же будет не водитель, а сотрудник компании, вынужденный ехать на границу. А все это время груз будет лежать на СВХ, плата за хранение будет включаться в цену товара, и будет расти инфляция в стране, поскольку зависимость от импорта в различных отраслях достигает 40-80%.»

12. Пункт 4 ст.51 Кодекса целесообразно сформулировать в соответствии с положениями п.1 Решения Межгоссовета таможенного союза (высшего органа на уровне глав правительств) от 11.12.09 №32 «О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза».

13. Содержащиеся в статье 127 Кодекса определения рисков не соответствуют определениям терминов, содержащимися в Руководстве по управлению рисками Всемирной таможенной организации 2003 года.

14. Нормы Кодекса предусматривают утверждение соответствующих форм таможенных документов решениями Комиссии таможенного союза.

В этой связи Комиссия также должна определять и порядок заполнения форм указанных документов в целях их единообразного применения на таможенной территории таможенного союза. Данный подход объективен и необходим в связи с признанием решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза и доктриной Таможенного кодекса о декларировании лицами товаров в том уполномоченном таможенном органе на таможенной территории таможенного союза, где возможна наиболее эффективная реализация экономических интересов участника внешнеторговой деятельности.

 

Продолжение следует…

 



Версия для печати
Gismeteo.Ru 05.09.13
Алматы 24 °C Астана 19 °C
Бишкек 21 °C Душанбе 20 °C
Минск 11 °C Москва 13 °C

Alta-Soft 05.09.13
  BYR 10000 Белорусские рубли 36.9990  
  KZT 100 Казахские тенге 21.8458  
  KGS 100 Киргизских сомов 68.6630  
  TJS 10 Таджикских сомони 70.1997  
Copyrights © 2009. Все права защищены. НП «ЕДС».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Сайт разработан «Альта-Софт».
Евразийское экономическое сообщество Торгово-промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей Ассоциация финансово-промышленных групп России