Евразийское Экономическое Сообщество
Страны - участники Белоруссия Казахстан Кыргызстан Россия Таджикистан   Страны - наблюдатели Армения Молдова Украина
Евразийский Деловой Совет
Главная О ЕДС Деловой клуб Проекты ЕДС Пресс-центр Контакты

Проекты Евразийского Делового Совета » Экспертиза » Аналитическая справка о совершенствовании отдельных норм Таможенного кодекса таможенного союза, ЕДС (январь 2010)

Аналитическая справка о совершенствовании отдельных норм Таможенного кодекса таможенного союза, ЕДС (январь 2010)

Введение в действие 01.07.10 Таможенного кодекса таможенного союза и устранение таможенных границ на единой таможенной территории - свидетельство реальности политики высшего руководства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, направленной на интеграцию экономик государств на постсоветском пространстве и формирование Единого экономического пространства.

Данная Аналитическая справка подготовлена на основе:

- Заключения независимых экспертов от 05.10.09;

- материалов Международной научно – практической конференции Российской таможенной академии «Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза» (14 июля 2009 года г.Люберцы);

- данных проведенного Евразийским Деловым Советом Интернет – мониторинга норм Таможенного кодекса таможенного союза;

- предложений, высказанные деловыми кругами на прошедших в декабре 2009 года в г.г.Москве и С.-Петербурге семинарах по теме «О формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества – теоретические и практические аспекты», направленные на совершенствование норм Таможенного кодекса.

При подготовке Аналитической справки учтены замечания и предложения авторитетных специалистов в области таможенного регулирования - Н.М.Блинова, С.И.Истомина, К.А.Корнякова, Л.А.Лозбенко, В.А.Шамахова и других.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 4 февраля 2009 года №4 и согласно Закону Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» основой разработки Таможенного кодекса таможенного союза (далее – Кодекс) являлась названная Конвенция.

Согласно принятым юридико - техническим правилам в государствах – членах таможенного союза Кодекс состоит из двух частей – Общей и Специальной, включающих 8 Разделов, 50 Глав и 373 статьи.

Анализ основных норм Кодекса на предмет соответствия положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Конвенция Киото) показывает, что Кодекс структурирован применительно к названной Конвенции, что позволило упростить его содержание и восприятие. Термин «таможенный представитель» (ст.12 гл.3 Кодекса) по своему содержанию унифицирован с аналогичным понятием Таможенного кодекса ЕС (раздел 2 статья 12).

В соответствии с определением Е.21 Конвенции Киото Кодекс (глава 17) содержит нормы о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории таможенного союза, которые не имеют правовой аналогии в действующем таможенном законодательстве государств – членов таможенного союза.

В целом предписания Кодекса относятся к сфере таможенного регулирования:

-конкретизированы формы таможенного контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства таможенного союза;

-установлены основные требования к проведению таможенных операций лицами и таможенными органами;

-определено правовое содержание таможенных процедур.

Нормы Кодекса содержат предписание о взаимном признании решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза.

При этом необходимо отметить и ряд несоответствий отдельных норм Кодекса положениям Конвенции Киото:

1. В Кодексе не определен предмет его регулирования, в том числе и применительно к содержанию определения Е.10 Конвенции Киото. Соответствующие нормативные предписания было бы целесообразно изложить в статье 1 Кодекса, что позволит, в последующем, избежать разночтений в понимании, толковании и применении норм таможенного законодательства таможенного союза на единой таможенной территории.

Предложения по совершенствованию норм Кодекса по данному пункту анализа приведены в Приложении №1.

2. В глоссарии Кодекса (ст.4) не использованы определения Конвенции Киото - «декларация на груз», «декларация на товары», «очистка», «проверка декларации на товары», «проверка товара» и некоторые другие.

Содержание ряда терминов Кодекса - «выпуск товаров», «свободная таможенная зона», «таможенная декларация», «таможенный контроль» не в полной мере соответствуют содержанию аналогичных определений, используемых Конвенцией Киото.

Неоднозначно используются в Кодексе термины - «таможенное декларирование товаров», «таможенное декларирование», «декларирование товаров». В тексте Кодекса целесообразно использовать единый термин – «декларирование товаров», а содержание его определения должно быть сформулировано на основе пунктов 9 - 11 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде»и Конвенции Киото.

Предложения по совершенствованию норм Кодекса по данному пункту приведены в Приложении №2.

3. Правовые предписания ст.7 Кодекса - правоохранительная деятельность таможенных органов не относятся к предмету его регулирования. Указанная деятельность таможенных органов осуществляется в соответствии с национальным законодательством, на что и сделаны 3 соответствующие отсылки в тексте указанной статьи. В этой связи, ст.7 целесообразно исключить из текста Кодекса.

4. Статьей 9 Кодекса порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов на таможенной территории таможенного союза отнесен к сфере регулирования национального законодательства. Представляется, что соответствующие нормы целесообразно включить в текст Кодекса в виде отдельной главы, которую целесообразно разработать их на основе положений Главы 10 Генерального приложения Конвенции Киото.

Конкретные предложения по данному пункту анализа приведены в Приложении №3.

5. Используемые в статье 127 главы 18 Кодекса термины, связанные с управлением рисками, не соответствуют определениям терминов, содержащихся в Руководстве по управлению рисками Всемирной таможенной организации 2003 года и применяемых в Конвенции Киото.

6. В Кодексе необходимо ввести нормы о пост – таможенном контроле, который таможенные органы вправе осуществлять в отношении товаров выпущенных в свободное обращение посредством выездных и камеральных проверок в порядке, установленном налоговым законодательством государств-членов таможенного союза, исключив, соответственно, из текста Кодекса статью 112 и главу 19.

7. В Кодексе не используется определение очистка товаров, при этом соответствующие положения содержатся в Главе 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения Конвенции. В этой связи, исходя из логики и смысла указанной главы Конвенции, целесообразно раздел 5 Кодекса именовать «Очистка товаров» и коренным образом переработать нормы глав 26 – 28 указанного раздела, приведя их в соответствия с положениями Главы 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения Конвенции.

Роль и место названного института в области таможенного регулирования детально раскрыты в обзоре - Приложении №4.

8. Нормы Кодекса, содержащиеся в главах 42 - 43 Кодекса (таможенные процедуры уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства), не соответствуют положениям Главы 1 «Формальности, предшествующие подаче декларации на товары» Специального приложения «А» названной Конвенции. Следование указанным положениям Конвенции нашло свое закрепление в нормах статей 125 - 128 Таможенного кодекса ЕС.

9. Нормы главы 49 (ст.ст.351 - 362) Кодекса, регулирующие порядок перемещения товаров физическими лицами, не соответствуют положениям Специального приложения «J» Конвенции Киото. Указанное Специальное приложение содержит определение «личные вещи», и его использование, вместо термина «товары для личного пользования», позволит значительно упростить и усовершенствовать нормы названной главы Кодекса.

10. Нормы ст.196 Кодекса устанавливают срок выпуска товаров - 2 рабочих дня (сегодня в России этот срок составляет 3 рабочих дня, во всех развитых странах - конкурентах России на мировом рынке - один день), при этом срок выпуска может быть увеличен до 10 рабочих дней, на основании решения начальника таможенного органа либо уполномоченного им лицом. При этом Кодекс не содержит положений о критериях или основаниях для принятия такого решения.

Целесообразно основания или критерии принятия начальником таможенного органа решения о продлении выпуска товаров определить в Кодексе или в соответствующем решении Комиссии таможенного союза, что позволит избежать произвольного толкования вышеприведенной нормы Кодекса.

11. Кодексом предусмотрено установление упрощенных таможенных процедур исключительно для лиц, которые могут внести финансовую гарантию в сумме не менее 1 млн. евро.

Представляется, что указанная сумма гарантии чрезмерна для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе ориентированных на экспорт высокотехнологичных и других инновационных товаров.

12. Нормы Кодекса предусматривают утверждение соответствующих форм таможенных документов решениями Комиссии таможенного союза. В этой связи, целесообразно наделить Комиссию таможенного союза полномочиями определять и порядок заполнения форм указанных документов в целях их единообразного применения на таможенной территории таможенного союза.

Данный подход объективен и необходим в связи с взаимным признанием решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза и доктриной Таможенного кодекса о декларировании лицами товаров в том уполномоченном таможенном органе на таможенной территории Таможенного союза где возможна наиболее эффективная реализация экономических интересов участника внешнеторговой деятельности.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4


Версия для печати
Gismeteo.Ru 05.09.13
Алматы 24 °C Астана 19 °C
Бишкек 21 °C Душанбе 20 °C
Минск 11 °C Москва 13 °C

Alta-Soft 05.09.13
  BYR 10000 Белорусские рубли 36.9990  
  KZT 100 Казахские тенге 21.8458  
  KGS 100 Киргизских сомов 68.6630  
  TJS 10 Таджикских сомони 70.1997  
Copyrights © 2009. Все права защищены. НП «ЕДС».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Сайт разработан «Альта-Софт».
Евразийское экономическое сообщество Торгово-промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей Ассоциация финансово-промышленных групп России