Как фанера над Китаем

Основной импортер российской лесопромышленной продукции — Китай — активно наращивает закупки некоторых видов товаров. Существенный рост за восемь месяцев показывает сегмент фанеры, спрос на которую в КНР вырос почти в три раза. Но общую статистику экспорта портит снижение спроса на пиломатериалы на фоне кризиса в китайской строительной отрасли.

Российские лесопромышленники в январе—августе 2024 года почти восстановили до прошлогоднего уровня поставки фанеры, шпона, древесностружечных плит, бумаги, картона и лесной химии в Китай. Об этом «Ъ» сообщили в агентстве «Рослесинфорг». Всего за этот период было поставлено 9,1 млн тонн указанных лесных грузов, что на 2,8% ниже показателей аналогичного периода 2023 года.

«Из всех видов продукции обращает на себя внимание взрывной рост поставок в Китай фанеры, бьющий все новые и новые рекорды»,— отметили в «Рослесинфорге».

По итогам восьми месяцев объем экспорта подскочил в 2,7 раза, до 395,7 тыс. кубометров. В агентстве отмечают, что валютная выручка производителей фанеры растет хоть и меньшими, но также впечатляющими темпами — в 1,5 раза, до $126,1 млн. Поставки шпона выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. кубометров, в стоимостном — на 23,9%, до $80,6 млн. Экспорт бумаги и картона увеличился на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции — на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит — в 4,2 раза, до 70,9 тыс. кубометров.

В основных лесопромышленных регионах подтверждают рост отгрузок большинства видов продукции. В одном из крупнейших отраслевых центров Северо-Запада — Архангельской области — экспорт лесных товаров в Китай вырос почти в два раза по сравнению с докризисным 2021 годом, говорит глава комитета Архангельского заксобрания Александр Дятлов. По его словам, поставки в страну сейчас формируют до 57% всех объемов отраслевого экспорта.

Но в целом, отмечает господин Дятлов, общий объем экспорта ЛПК из Архангельской области в натуральном выражении пока почти вдвое ниже средних объемов 2021 года. «Так что в основном мы можем говорить о перераспределении долей между экспортными рынками»,— говорит он. Кроме того, по его словам, с 2021 года снизилась доля экспорта в объемах производства, что говорит о частичном переключении на внутренний рынок предприятий, которые ранее были ориентированы исключительно на экспорт.

Дальнейший рост поставок в Китай, по словам господина Дятлова, сдерживают проблема согласования контейнерных поездов и регулярные запреты на транзитные отправки через Казахстан: «Это удлиняет время доставки и негативно сказывается на рентабельности».

Производители фанеры, добавляет он, также отмечают сложности с расчетами с Китаем.

Управляющий директор компании «ТрансЛес» Руслан Пряников говорит, что экспорт лесных грузов по железной дороге в августе был на 18% ниже прошлогоднего. В том числе, отмечает он, сократились поставки в Китай в связи со снижением спроса в стране на ключевой вид продукции ЛПК — пиломатериалы. По данным «Рослесинфорга», в первом полугодии экспорт пиломатериалов в Китай всеми видами транспорта сокращался на 4,2%.

«Потребление древесины в Китае коррелирует с рынком недвижимости, на котором сейчас наблюдается кризис»,— говорит господин Пряников. По словам топ-менеджера, сокращается спрос на пиломатериалы и на других зарубежных рынках — США, Европы и Японии. Кроме того, незначительно сокращается экспорт этой продукции по железной дороге в направлении Центральной Азии и Азербайджана из-за перераспределения поставок на другие виды транспорта, а также в связи с увеличением ввоза из Белоруссии. Зато, продолжает Руслан Пряников, цены на пиломатериалы корректируются в сторону увеличения после достижения летом 2023 года ценового дна.

Дальнейший экспорт в Китай, полагают участники рынка, будет в основном зависеть от экономики КНР, резкого роста которой сегодня не прогнозируется, а также наличия транспортных субсидий в России, которые делают рентабельными поставки из отдаленных от Азии регионов.

Source: kommersant.ru