Евразийское Экономическое Сообщество
Страны - участники Белоруссия Казахстан Кыргызстан Россия Таджикистан   Страны - наблюдатели Армения Молдова Украина
Евразийский Деловой Совет
Главная О ЕДС Деловой клуб Проекты ЕДС Пресс-центр Контакты

Деловой клуб » Экспертное мнение

Экспертное мнение

Глазьев Сергей Юрьевич, Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, Заместитель Генерального секретаря ЕврАзЭС, академик РАН:
«Зачем нужен Таможенный союз?»

С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Будет также обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования. Тем самым в течение текущего года будут введены в действие основные механизмы функционирования Таможенного союза трех государств ЕврАзЭС.

Эти решения не являются неожиданными для специалистов. План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС был утвержден главами государств еще два года назад и с тех пор неукоснительно выполняется (http://www.tsouz.ru/MGS/mgs-gg3-06-10-2007/Documents/ Plan_06102007.doc).

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в июне 2009 года главы Правительств договорились об этапах и сроках формирования Таможенного союза, в соответствии с которыми формируется единая таможенная территория. (http://www.tsouz.ru/MGS/MGS_23/Pages/reshenie_9_prilozenie.aspx)

С введением в действие 1 января 2010 года Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашения о едином нетарифном регулировании Таможенного союза завершен подготовительный и начался первый этап, который продлится до 1 июля будущего года. С 1 июля с введением в действие единого таможенного кодекса завершится формирование единой таможенной территории и начнется следующий этап, в течение которого будет осуществлена отмена таможенного и других форм пограничного контроля между государствами-участниками Таможенного союза. К 1 июля 2011 года этот процесс будет завершен.

Хотя планы по формированию Таможенного союза не были секретом и работа по их реализации велась совершенно открыто под пристальным вниманием СМИ, для многих запуск механизмов его функционирования с начала текущего года стал неожиданностью. В том числе для ряда наших ведущих торговых партнеров — в Вашингтоне и Брюсселе ответственные за торговую политику лица разразились даже неприличными истериками о невозможности вхождения Таможенного союза в ВТО. Не утихают критические выпады и со стороны сторонников евроатлантической интеграции (точнее, колонизации) России в нашей стране. С целью дискредитации Таможенного союза выдвигаются вздорные утверждения о его несовместимости с присоединением России к ВТО, о мнимых потерях российского бюджета и некоторых отраслей экономики. Продолжающаяся, несмотря на принятые политические решения, дискуссия по данным вопросам требует, повидимому, многократного повторения очевидных аргументов в защиту реализуемых сегодня планов экономической интеграции государств ЕврАзЭС.

В настоящей статье дается разъяснение экономической целесообразности формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, анализируются проблемы его становления, обосновывается стратегия углубления экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Исторические предпосылки

Начнем с очевидных исторических истин. В течение многих столетий государства, формирующие сегодня Таможенный союз, развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с

высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым — как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства — ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной — производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.

Целостность и единство экономического пространства СССР опровергает часто высказываемые сомнения об искусственности процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве из-за разного уровня экономического развития государств. Конечно, за два десятилетия, прошедших после распада СССР, экономики бывших союзных республик изрядно деградировали. Но степень деградации была пропорциональна сложности имевшихся производств. Наибольшие потери высокотехнологических производств понесла Российская Федерация, фактически сравнявшись по доле сырья, металлов и энергоносителей в экспорте с Казахстаном. Поэтому если аргумент об однородности и одноуровневости экономик интегрируемых государств имеет какой-то экономический смысл, то следует признать, что по сравнению с советским периодом бывшие союзные республики по этим критериям приблизились к друг другу и, согласно этой логике, стали более интегрируемыми.

На самом деле процессы экономической интеграции объясняются куда более сложными причинами, чем расхожие представления о значении близкого уровня экономического развития. Высокоразвитые в экономическом плане территории развиваются в симбиозе с источниками сырья, энергии и рабочей силы, потоки которых связывают их в единый воспроизводственный цикл с менее развитыми территориями. Достаточно обратиться к экономической географии, чтобы убедиться в том, что единое экономическое пространство любой страны состоит из разных по уровню экономического развития территорий, дополняющих друг друга в соответствии со сложившейся специализацией и кооперацией производства. То же касается любых территориальных экономических образований — от городов до мировых империй.

И наоборот, близкие по уровню экономического развития страны обычно выступают конкурентами по производству одинаковых видов продукции, отгораживаясь друг от друга таможенными барьерами и прибегая к различным защитным мерам. Именно между близкими по уровню развития странами то и дело вспыхивают торговые войны, которых никогда не бывает между производителями готовой продукции и поставщиками сырья.

Сказанное выше не означает, что близость стран по уровню развития является препятствием к их интеграции. Это означало бы падение в другую крайность. Современный экономический рост характеризуется глобальной специализацией и кооперацией производства. Нарастающая в условиях глобализации конкуренция принуждает развитые страны к интеграции в целях минимизации издержек, увеличения масштабов производства и расширения научно-технологической базы.

Изложенные выше доводы доказывают лишь то, что попытки объяснения процессов экономической интеграции фактором уровня экономического развития являются слишком поверхностными и неадекватными сложной гамме движущих их сил. То же касается часто используемых так называемых гравитационных моделей экономического взаимодействия государств. Не масштаб, и не уровень экономического развития государств определяет степень их интеграции, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров.

Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.

Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные и предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями.

По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научнопроизводственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир разви

тых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.

Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями постсоветских государств. Распад СССР сопровождался попыткой одновременного создания экономического союза, договор о формировании которого остался нереализованным из-за набравших силу центробежных тенденций радикального национализма. Вместе с тем удалось избежать введения импортных пошлин и подписать соглашения о свободной торговле между всеми государствами СНГ на двусторонней основе. Дальнейшая интеграция была заблокирована начавшимися процессами приватизации собственности и перераспределением сырьевых ресурсов на экспорт. Деградация и примитивизация экономик бывших союзных республик не способствовала углублению интеграции. Разрыв кооперационных связей и гибель целых отраслей высокотехнологической промышленности снизил интеграционные мотивы, а развернувшаяся между государствами СНГ конкуренция на сырьевых рынках усилила центробежные тенденции. В этом же направлении действовали возникшие сырьевые и инфраструктурные монополии, навязывавшие протекционистскую политику в своих интересах.

Сегодняшняя активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.

Впечатляющая скорость формирования Таможенного союза в последние годы после длительного периода пробуксовки интеграционных процессов объясняется насущной необходимостью повышения устойчивости и эффективности экономики государств-членов в условиях глобального кризиса.

Подписание Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза 6 октября 2007 г. и Плана действий по

формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007-2009 г.г. определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Указанным Договором определено, что «таможенный союз» — форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определяет необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза.

25 января 2008 г. главами правительств были подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых правилах определения страны происхождения товаров; о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

12 декабря 2008 г. главами правительств были подписаны международные договоры, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии Таможенного союза, а также принят целый ряд соглашений в целях формирования правовой базы Таможенного союза в части применения тарифных квот, тарифных льгот, единой системы тарифных преференций. Главами правительств также приняты соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля, а также о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

9 июня 2009 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

27 ноября 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение о введении в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению.

С 2010 года в Республике Беларусь и Республике Казахстан в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (включает более 11 тысяч товарных позиций).

При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.

Кроме того, предусматриваются благоприятные условия для развития на территории Таможенного союза промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного союза при выполнении соответствующих критериев, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза. Это позволит развивать промышленную сборку автомобильной техники на единой таможенной территории, развивать производственную кооперацию в этой отрасли между субъектами хозяйствования Сторон и создавать новые рабочие места в автомобилестроительной промышленности государств–членов Таможенного союза.

Тарифные льготы также будут предоставляться в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства — участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника Таможенного союза в соответствии с его законодательством.

Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.

19 декабря 2009 г. главы государств-членов Таможенного союза утвердили План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2010 года Таможенный союз начал функционировать. Завершение формирования единой таможенной территории планируется к 1 июля 2011 года, когда таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза. Формирование союза идет в соответствии с этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года. Согласно последнему, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный — до 1 января 2010 года, первый — до 1 июля 2010 года и второй — до 1 июля 2011 года.

На предварительном этапе, который уже завершился, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза. Этот этап завершился подписанием Таможенного кодекса Таможенного союза на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года; пакета соглашений в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на Межгоссовете ЕврАзЭС на уровне глав Правительств 11 декабря в Петербурге; а также введением в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном регулировании, а также едином нетарифном регулировании. А Комиссия Таможенного союза получила соответствующие полномочия по их ведению.

Предусмотрен график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать требования безопасности продукции, включая санитарные, ветеринарные и фитосанитарные между нашими странами. Сегодня этот график содержит 32 технических регламента ЕврАзЭС. На Межгоссовете ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года главами правительств будет утверждена новая редакция Графика, предусматривающая разработку 38 технических регламентов ЕврАзЭС, в том числе и о безопасности молока и молочной продукции.

На переходный период — до принятия необходимых регламентов — в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов.

Расхожим аргументом критиков формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС является, как некоторым кажется, скорость интеграционных процессов. Часто приходится видеть ссылки на опыт ЕС, который к настоящему времени является единственным успешным примером формирования регионального экономического союза. Этот процесс занял у европейцев почти полвека, при этом от момента создания Таможенного союза до построения ЕЭП прошло более полутора десятилетий. На этом основании делается вывод об излишней поспешности формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.

В действительности между ЕС и ЕврАзЭС есть принципиальные объективные исторические и экономические различия, которые не позволяют использовать опыт Евросоюза в качестве шаблона для интеграции постсоветского экономического пространства. Самое существенное и очевидное из них заключается в том, что, в отличие от ЕС, экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народнохозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних двух столетий дополняли и поддерживали друг друга, а советский период развивались как единое целое.

В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на принципиально новых принципах рыночной экономики. Соответственно и скорость этого процесса может быть намного выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Поэтому достаточно было политической воли глав государств, чтобы процесс интеграции был сдвинут с мертвой точки и запущен с резким ускорением.

После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.

Экономическая целесообразность

По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше.

При этом другие оценки, которые делают наши коллеги, скажем, в экономических институтах в Киеве, в Минске, дают примерно сходные результаты. Речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5–2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства.

Результаты вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что страновая ориентация внешнеторговой политики России оказывает существенное влияние на динамику российской экономики. Усиление направленности экономической политики России на всемерное развитие экономической интеграции со странами СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливносырьевой направленности российской экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности России, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве.

Формирование единой таможенной территории создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Это понятно и по здравому смыслу. К примеру, в любом сложном белорусском изделии около половины стоимости составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в транспортных очередях при

пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и облегчает кооперацию с российскими и белорусским предприятиями.

Для наших граждан Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном существенно облегчит трансграничные связи. Людям не придется заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.

Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли многие годы — созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? Пошаговое расширение этого рынка делает нашу экономику более устойчивой, способной к самосохранению в условиях глобального кризиса.

Объективность анализа требует указать не только выгоды, но и проблемы, с которыми столкнутся предприятия и государства-члены Таможенного союза. Очевидно, что вместе с формированием общего рынка трех государств в некоторых отраслях возрастет конкуренция. Прежде всего, это касается химико-металлургического, агропромышленного и, в меньшей степени, строительного комплекса, а также торговли. Предприятия этих отраслей имеются во всех трех государствах.

Вместе с тем, большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию, злоупотребляя доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В агропромышленном комплексе во всех трех государствах основная конкуренция разворачивается с импортом продукции из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. В строительстве с созданием Таможенного союза возрастет конкуренция на рынке стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными кампаниями, систематически и существенно завышающими цены на свою продукцию. Во внешней торговле в течение достаточно длительного переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению импортируемых между национальными территориями.

Таким образом, повышение конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза для подавляющего большинства отраслей будет несущественным. А в тех отраслях, где это все же произойдет, общий экономический эффект будет положительным, так как будет способствовать снижению монополизации рынков и приближению к равновесным ценам.

Критики Таможенного союза иногда указывают на возможные потери бюджетных доходов вследствие его создания. Для того чтобы проверить справедливость этого аргумента необходимо составить прогноз поступлений от таможенных пошлин. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

Таким образом, доходы российского бюджета могут уменьшиться, вопервых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза, главным образом, в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования единого таможенного тарифа Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России.

Вместе с тем, в отношении перераспределения импортных потоков следует иметь в виду, что во взаимной торговле сохраняется взимание НДС согласно национальным законодательствам. Это означает, что товар, импортированный, к примеру, из третьей страны в Казахстан и ввозимый затем в Россию, вновь подвергнется налогообложению по НДС, что делает эту операцию бессмысленной. Хотя он при этом может получить освобождение от НДС, уплаченного в Казахстане, ничего кроме дополнительных издержек по сравнению с прямым импортом в Россию эта операция не принесет.

Подводя итог последствий создания Таможенного союза для бюджетных доходов, подсчитаем, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления интеграции. Впрочем, теоретические выкладки могут быть существенно скорректированы практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования единой таможенной территории действительно относятся к наиболее сложным.

Вопросы администрирования единой таможенной территории

Впервые в постсоветской практике государственного управления создан наднациональный орган, которому государства-члены Таможенного союза делегировали свои суверенные функции в части проведения внешнеторговой политики.

Правовую основу регулирования внешней торговли на единой таможенной территории трех государств составляют 31 международный договор, из которых 14 вступили в силу.

Согласно этим (14) договорам КТС переданы следующие функции:

• ведение единого таможенного тарифа и единой TH ВЭД ТС;
• ведение вопросов предоставления тарифных квот и порядка их распределения;
• формирование и ведение единой системы тарифных преференций и применения тарифных льгот;
• ведение применения единых мер нетарифного регулирования;
• формирование и ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствамиучастниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
• ведение статистики внешней торговли Таможенного союза.

Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 г.в Минске в целях введения его в действие 1 июля текущего года.

Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

Законодательство Таможенного союза формировалось исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Разработчики стремились к тому, чтобы нормы таможенного регулирования были прозрачны и однозначны, исключали произвольное толкование, носили характер прямого действия, соответствовали лучшим мировым стандартам, были удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

Вместе с тем добротная правовая основа — это необходимое, но еще не достаточное условие эффективного регулирования единой таможенной территории. Для этого важно еще выстроить качественную систему таможенного и других форм государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые должны осуществляться единообразно соответствующими государственными органами трех государств. Для этого создается интегрированная система внешней и взаимной торговли. Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств — членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Важным элементом управления Таможенным союзом является система сбора и обработки статистических данных о внешней и взаимной торговле. Комиссией одобрена единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, которая определяет порядок формирования, ведения и распространения официальной статистики внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами — членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

Для сбора, обработки и передачи этих данных определены полномочные органы сторон. В части внешней торговли — это таможенные службы государств-членов Таможенного союза, в части взаимной торговли — органы статистики. В последнем случае возникают определенные трудности в обеспечении достоверности данных. Поскольку с введением в силу 1 июля 2010 года отменяется таможенное оформление на внутренних границах Таможенного союза, исчезает первичный источник статистических данных — таможенная декларация. Единственным возможным заменителем является декларация по уплате НДС, которую обязаны заполнять импортеры. Для ее использования в статистических целях были введены дополнительные поля, призванные обеспечить сопоставимость данных взаимной торговли с таможенной статистикой.

Перспективы расширения Таможенного союза

В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года присоединяющееся к Таможенному союзу государство должно выразить согласие на обязательность для него всех международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза.

В марте 2009 года Президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев обратился к Председателю Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с просьбой о рассмотрении вопросов об участии Кыргызстана в работе по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и создании Рабочей группы с целью анализа всех возможных вариантов участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе.

Рабочей группой разработан проект Плана мероприятий Рабочей группы по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и проект Положения о порядке присоединения государств — членов Евразийского экономического сообщества к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые рассматриваются Сторонами.

Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмон по итогам Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в г. Минске также заявил, что «Республика Таджикистан готова и впредь активно способствовать интеграционным процессам и осуществлению практических шагов по неуклонному и поэтапному превращению ЕврАзЭС в устойчивую региональную зону экономического роста, продвижению совместной работы, направленной на развитие национальных экономик стран сообщества с меньшими рисками и издержками.

Основываясь на достигнутых результатах работы, главы государств, формирующих Таможенный союз, приняли Решение от 27 ноября 2009 года №24 о завершении создания единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 года. На неформальном саммите 19 декабря 2009 года в Алматы они сделали заявление о формировании Таможенного союза в составе трех государств, который начнет функционировать с 1 января 2010 года и подчеркнули: «Таможенный союз будет содействовать росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности нашей продукции, откроет новые перспективы для инвестиций. Формирование нашего союза будет стимулировать углубление сотрудничества в ЕврАзЭС — динамичной структуре экономической интеграции на постсоветском пространстве, а также способствовать активизации взаимовыгодного взаимодействия в Содружестве Независимых Государств».

К сожалению, в интеграционных процессах не участвует Украина, которая была одним из инициаторов формирования Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном, но затем, после известных политических событий, вышла из этого процесса, сочтя его противоречащим выбранному украинским руководством курсу на евроинтеграцию. Разрушительный эффект этого шага в полной мере проявился в ходе нынешнего кризиса, который для украинской экономики оказался катастрофическим. Если белорусская экономика, отличающаяся по своим свойствам от украинской в основном худшими климатическими условиями, сумела ограничить спад несколькими процентами, то на Украине он оказался самым большим в СНГ и составил более 20%, а ряд отраслей обрабатывающей промышленности просто прекратили работу. Очевидно, одной из важнейших причин катастрофического падения производства на Украине стал ее выход из интеграционных процессов в СНГ и ЕврАзЭС.

Российскую и украинскую экономику отличает очень высокая взаимодополняемость, мы вместе производим значительную часть товаров с высокой добавленной стоимостью. Расчеты по межотраслевому балансу показывают, что в случае, если бы Украина стала участником Таможенного союза как составной части единого экономического пространства с Россией, то темпы экономического роста на Украине увеличились бы в два раза. Для России темпы экономического роста в результате формирования единого экономического пространства с Белоруссией, Казахстаном и Украиной увеличиваются, согласно расчетам, в полтора раза. (ПерспективыэкономическогоразвитияСНГпри интеграционномиинерционномсценарияхвзаимодействиястран-участниц /С.Глазьев,Ф.Клоцвог//Российскийэкономическийжурнал.—2008. —№7/8)

Замечу, что в цене украинских машиностроительных изделий доля российской комплектации составляет от 30 до 80%, и следовательно, экономический рост на Украине оказывает мощный положительный эффект и на рост российской экономики. Если говорить об абсолютных цифрах, то, по нашим оценкам, общий прирост валового внутреннего продукта Украины в расчете на 2015-й год за счет интеграции мог бы составить 17%, то есть Украина будет иметь ВВП на 17% больше, чем, находясь вне Таможенного союза, при сохранении нынешних отношений. Если говорить в долларовом выражении, то положительный эффект для Украины оценивается в сумме примерно 60 млрд. долларов в год к 2015-му году.

И наоборот, отказ Украины от участия в интеграционных процессах ЕврАзЭС повлек ухудшение условий торговли и производственной кооперации.

Дополнительная проблема заключается в том, что по завершении формирования Таможенного союза режим свободной торговли между Россией и Украиной будет пересмотрен по той простой причине, что Россия прекратит быть субъектом переговоров. Субъектом переговоров станет Таможенный союз в целом. И в случае, если наши стороны не договорятся, Украина окажется за пределами отношений свободной торговли с Россией. Это будет означать, что в силу общего принципа недискриминации мы не сможем Украине предлагать никакие товары, включая энергоносители по ценам, ниже цены экспорта наших товаров в Европейский Союз.

Если предположить, что Украине придется получать газ по европейской цене, нетрудно посчитать, что в этом случае за зоной рентабельности окажутся ведущие отрасли украинской экономики, которые сегодня генерируют максимальную прибыль, являются локомотивами экономического роста на Украине. Это, прежде всего, металлургический, химико-металлургический комплекс, машиностроение, металлообработка — они являются очень энергоемкими. Эти отрасли по сложившимся техническим условиям, имея изношенное оборудование, устаревшие фонды, не могут выдержать конкуренцию с Европейским Союзом и с другими странами в случае, если придется платить за энергию по европейской цене. Прекращение работы химикометаллургического комплекса, который дает больше трети валютной выручки Украине повлечет за собой существенное ухудшение платежного баланса. Одновременно с ростом расходов по импорту свертывание отношений свободной торговли с Россией существенно ухудшит доступ украинских товаров на российский рынок и увеличит издержки кооперации производства, повлечет существенное снижение конкурентоспособности и экспорта украинской продукции. Это вызовет ухудшение платежного баланса по украинскому экспорту примерно в 2 раза, спровоцирует дальнейшую девальвацию гривны и соответствующее падение реальных доходов населения.

Стратегия дальнейшей интеграции

На встрече глав государств в Алматы 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

С учетом уже сформированной договорно-правовой базы Таможенного союза формирование ЕЭП может вестись одновременно по всем основным направлениям при условии синхронного принятия взаимных обязательств Сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств.

Согласно принятым решениям, в 2010 г. планируется устранить Таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограни чительные меры экономического характера, включая экспортные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым будет сформирован общий рынок товаров.

Для того, чтобы этот рынок начал полноценно функционировать необходимо обеспечение равного и свободного доступа к транспортным услугам и к энергетическим ресурсам. Такой доступ предполагает предоставление национального режима предприятиям и гражданам государств-членов Таможенного союза на территориях Сторон. Свободный доступ также означает отсутствие административных барьеров, прозрачные рыночные условия ценообразования и доступность предоставления услуг. Для его обеспечения планируется: предоставить национальный режим в доступе к услугам железнодорожного и трубопроводного транспорта, ввести общие правила установления тарифов и обеспечить механизмы их установления; открыть внутренние водные пути для перевозчиков-резидентов Сторон на условиях национального режима; открыть воздушное пространство для авиакомпаний-резидентов Сторон на условиях национального режима, установив единые требования к безопасности, регистрации и лицензирования в этой сфере; установить единые требования к автомобильным перевозкам и автотранспортным средствам; предоставить национальный режим, в том числе по ценам, покупателямрезидентам Сторон энергоносителей для целей внутреннего потребления в пределах Таможенного союза; организовать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами с равными условиями доступа для предприятий Сторон; ввести общие правила формирования тарифов на газ и электроэнергию.

Планируется отменить институт исключительного права для оказания транспортных услуг и поставок энергоносителей, установив единые требования к операторам в видах деятельности с ограниченным участием. Это будет означать завершение формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

Функционирование общего рынка товаров предполагает обеспечение свободного доступа к деятельности в сфере оптовой и розничной торговли для предприятий-резидентов Сторон, устранение ограничений в сфере оптовой и розничной торговли товарами, производимыми на территории Таможенного союза, унификацию правил оптовой и гармонизацию правил розничной торговли и защиты потребителей. Устранение технических барьеров в торговле предусматривает взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и унификацию этих требований. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), вы

полняющих работы по подтверждению соответствия, и установление единых технических регламентов (стандартов) и норм регулирования в этих сферах. Также планируется предоставление национального режима предприятиямрезидентам Сторон при участии в государственных закупках и гармонизация правил их проведения.

Выполнение перечисленных выше условий будет означать формирование полноценного общего рынка товаров, для защиты которого должны будут применяться единые правила и нормы, предусмотренные соглашениями, подписанными в рамках создания Таможенного союза.

Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизацию национального законодательства.

На первом этапе эту работу предполагается выполнить для услуг в области оптовой и розничной торговли, транспортных и экспедиторских услуг, финансовых, страховых и банковских услуг, информационных услуг (связь и телекоммуникации). На следующем этапе — для образовательных, инжениринговых, юридических, строительных, жилищно-коммунальных, медицинских и услуг геологоразведки. По отношению ко всем остальным видам услуг, за исключением услуг в сфере обеспечения национальной безопасности и государственных услуг, эта работа будет закончена позже.

Формирование общего рынка услуг включает установление единых требований по доступу на рынок услуг Таможенного союза третьих стран, что требует согласования позиций Сторон по услугам на переговорах по присоединению к ВТО. Для этого формируются общие подходы к ограничению доступа на рынок услуг со стороны третьих стран и утверждаются соответствующие директивы единой переговорной делегации Сторон.

Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.

Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающего на территории другого государства-участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению

образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.

Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платежнорасчетной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования ЕЭП позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП потребуется обеспечение гармонизации, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также формирование институтов проведения единой экономической политики.

Согласно уже принятым решениям, будет проведена унификация норм таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, норм таможенного регулирования, норм санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля. В планах обеспечение унификации норм банковского надзора, финансовой и бухгалтерской отчетности, а затем — косвенных налогов, включая НДС и акцизы, норм технического регулирования, а также гармонизации законодательства в сфере государственных закупок.

Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социальноэкономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый в скором времени переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.

Формирование ЕЭП требует от его участников координации действий во всех основных сферах деятельности, определения четких направлений, целей, механизмов реализации и этапности («дорожной карты») ее формирования. Создание основных нормативно-правовых конструкций ЕЭП с учетом повышения зрелости интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС позволит реально продвинуться к реализации цели построения ЕЭП.

« К списку

Версия для печати
Gismeteo.Ru 06.12.14
Алматы 2 °C Астана -11 °C
Бишкек 1 °C Душанбе 5 °C
Минск -3 °C Москва -6 °C

Alta-Soft 06.12.14
  BYR 10000 Белорусские рубли 48.2807  
  KZT 100 Казахские тенге 29.2586  
  KGS 100 Киргизских сомов 92.2154  
  TJS 1 Таджикских сомони 10.1579  
Copyrights © 2009. Все права защищены. НП «ЕДС».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Сайт разработан «Альта-Софт».
Евразийское экономическое сообщество Торгово-промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей Ассоциация финансово-промышленных групп России